Педагоги МПГУ провели Современную методическую школу «Русский язык в поликультурном мире» в столице Ливана Бейруте

Compressed file

С 17 по 20 ноября 2018 года в столице Ливана Бейруте была проведена Современная методическая школа «Русский язык в поликультурном мире», организованная Московским педагогическим государственным университетом при поддержке Россотрудничества. В методической школе приняли участие более 40 учителей русского языка, преподавателей русского языка как иностранного в вузах и других педагогов, обучающих школьников на русском языке.

Преподаватели Института филологии МПГУ предложили актуальные методики обучения русскому языку в мультикультурной среде, провели круглые столы, семинары, мастер-классы, тренинги, творческие лаборатории.

Открыл Школу руководитель Российского центра науки и культуры в Ливане Вадим Игоревич Зайчиков. Он пожелал плодотворной работы ее участникам и дальнейшего развития сотрудничества преподавателей русского языка в Ливане и представителей научно-методических школ МПГУ.

Елена Геннадьевна Чернышева, директор Института филологии МПГУ, дала целостное представление о проекте «Современная методическая школа «Русский язык в поликультурном мире», реализуемом в странах Ближнего Востока и Европы. Е.Г. Чернышева рассказала о мощном научно-методическом потенциале Московского педагогического университета и передала приветственные слова от ректора МПГУ члена-корреспондента Российской академии образования, доктора исторических наук Алексея Владимировича Лубкова.

Круглый стол на тему «Полилингвальный мир: обучение русскому языку в контексте культуры», который провела Е.Г. Чернышева (директор Института филологии, зав. кафедрой русской классической литературы, д. фил. н., профессор), позволил обсудить современные проблемы, связанные с обучением русскому языку в контексте культуры. Живой отклик педагогов Ливана на поставленные вопросы позволил очертить круг наиболее животрепещущих тем, обсуждение которых продолжалось в ходе проводимых преподавателями Института филологии МПГУ мастер-классов, тренингов, групповых и индивидуальных консультаций.

Педагоги Ливана активно включались в обсуждение ведущей роли коммуникативного и лингвокультурологического подходов в обучении русскому языку как иностранному, использование которых позволяет эффективно формировать коммуникативную и социолингвистическую компетентность обучающихся. Аудитория эмоционально откликалась на выступления В.Д. Янченко (зав. кафедрой методики преподавания русского языка, д. пед. н.), в которых были продемонстрированы эффективные приемы преодоления культурно-языкового шока, представлены задания, способствующие развитию лингвистического мышления детей-билингвов, продемонстрированы образовательные ресурсы для разноуровневого обучения РКИ, предложены задания, способствующие преодолению межъязыковой интерференции. Учителя активно включались в обсуждение проблемы сохранения русской культуры в иноязычной социокультурной среде на мастер-классах, проведенных О.Н. Левушкиной (начальник Управления межрегионального сотрудничества, профессор кафедры методики преподавания русского языка, д. пед. н.), овладевали в русле аксиологического подхода методическим инструментарием работы с текстами, реализующим идеи соизучения языка и культуры, сопряжения обучения и воспитания на уроках русского языка, формами работы с гипер- и сверхтекстом.

          На мастер-классах Е.Г. Чернышевой в живом диалоге искались ответы на вопросы о том, почему современные дети мало читают и как их вовлечь в этот вид деятельности, не только мотивировать школьников, но и сформировать навыки функционального чтения и понимания текста, как использовать методический потенциал учебников и учебных пособий, электронных образовательных ресурсов. Ведущая  сориентировала педагогов в репертуаре современных педагогических технологий (театрализация, музейная педагогика и т.д.).

Вызвали интерес у слушателей мастер-классы и интерактивные занятия А.Г. Лисицына (зам. директора Института филологии, доцент кафедры  общего языкознания, к. фил. н.),  посвященные способам использования ресурсов кинопедагогики в методике РКИ, приемам работы с мультипликацией, художественным и документальным кино, способам перевода визуального материала в вербальный, предметного киноряда – в символический, что дает учащимся глубокое понимание культурного наследия России и всего человечества. Эмоционально воспринимались яркие способы подачи методического материала ведущим.

          Потенциал игровых технологий в формировании языковой, речевой, социолингвистической и коммуникативной компетенций изучающих русский язык был представлен на занятиях М.В. Сарапас (зам. директора Института филологии, доцент кафедры общего языкознания, к. фил. н.). В ходе мастер-классов ливанскому педагогическому сообществу были продемонстрированы приемы использования игрового контента как образовательного приложения к урокам РКИ. Показаны дидактические игры и способы их органического включения в учебный процесс как части развивающего компонента системы обучения РКИ в условиях цифровизации образовательного процесса. Был сделан акцент на использовании исторического комментирования языковых явлений для углубленного изучения русского языка одаренными детьми.

          Актуальными для педагогов Ливана стали мастер-классы и тренинги Н.П. Дутко (доцент кафедры методики преподавания литературы, к. психол. н.), посвященные психологическим особенностям подросткового возраста, на которых обсуждены проблемы, связанные с семейным обучением РКИ и воспитанием. Особое внимание уделено подросткам с отклоняющимся и асинхронным развитием (дети с ОВЗ  и одаренные дети). Показаны алгоритмические шаги по коррекции познавательных процессов и адаптации в поликультурной среде. Проектирование системы упражнений по устранению дефицитарного развития перечисленных категорий обучающихся, приемы моделирования цифровой образовательной среды с учетом интерактивных технологий, способствующих снятию тревожности и продуктивного взаимодействия. Даны рекомендации родителям и педагогам в контексте технологий личностного развития как жизненной навигации в поликультурной среде.

В формате тренинга рассмотрены стрессовые педагогические ситуации и продемонстрированы методы психологической защиты детей и педагогов по устранению дисгармоничного взаимодействия. Они проиллюстрированы примерами из детской художественной литературы, а также дано определение психологической компетентности как важной составляющей общепедагогической компетенции. Проведены групповые и индивидуальные консультации для педагогов и родителей по психологическому сопровождению детей в процессе обучения РКИ.

          В ходе проведения Современной методической школы «Русский язык в поликультурном мире» московские педагоги познакомились с работой Школы русского языка при Российском центре науки и культуры в Ливане, клубными проектами по изучению русского языка через виды творческой деятельности, а также с деятельностью библиотеки и ее книжным фондом.

Неоценимую помощь, обеспечившую успешную работу Современной методической школы, оказали сотрудники Российского центра науки и культуры в Ливане.

          Итогом работы методической школы стало реальное обогащение методического арсенала педагогов, обучающих детей и взрослых русскому языку и на русском языке. Это прежде всего модели педагогической деятельности в области обучения русскому языку, навыки проектирования методических материалов и опыт их апробации, разработка интегрированных занятий, позволяющих обучать русскому языку в условиях «многожанровой» внеурочной и внеучебной деятельности. Педагоги получили опыт дискуссий и профессиональной коммуникации, который также может послужить дальнейшему повышению квалификации.

Проведенные методические мероприятия задали вектор дальнейшего творческого и профессионального развития педагогов в условиях мультикультурного образования современного Ливана.

Compressed file Compressed file Compressed file Compressed file Compressed file